Играем с детьми. Как игра влияет на развитие ребенка?

Здравствовать вам, Друзья!

В последнее время мне, как многовнуковой бабушке, приходится частенько доказывать знакомым, что когда мы играем с детьми, это не просто игры. Это важный этап в развитии ребенка. Как ни странно,  но многие относятся к ним, мягко говоря, не серьезно. А зря!

Что-что, а значение игры в развитии ребенка переоценить ну никак невозможно. На мой взгляд — это первое, и самое простое и доступное, через что ребенок познает мир. Ведь не зря же очень много места занимают игры с детьми в детском саду.

Именно играя, малыш приобретает многие, в том числе и творческие. Навыки, которые, как бы некоторым это не показалось странным, формируют не только физическое, психоэмоциональное, но и личностное развитие малыша.

Уже с первых дней он знакомится со всем, что его окружает. Учится самостоятельно принимать решения, действовать и добиваться поставленной цели. И основная задача родителей (бабушек-дедушек), помочь ему на данном этапе.

 

Играем с детьми

Познавательная сфера

Даже совсем маленький ребенок, пусть пока неосознанно, но уже познает окружающий мир. Узнает свойство предмета и его назначение. И не важно, какие они, эти игры: подвижные или настольные, ролевые или логические, спортивные или спокойные, развивающие или имеющие воспитательное назначение, все они учат быть внимательным, запоминать, анализировать и принимать решения. И чем больше мы уделим времени для игр с ребенком, тем легче ему будет не только учиться, но и жить.

Однако наиболее важным периодом, когда интеллектуальные и творческие способности ребенка развиваются наиболее активно, считается возраст от трех до семи лет.

Время и усилия, потраченные на развитие ребенка в этот период, обязательно принесут положительный результат.
Восприятие, память, внимание, мышление – это то, что формируется и укрепляется у ребенка на данном этапе.

И не нужно останавливать наших маленьких почемучек в попытке познать этот большой и таинственный мир. Наоборот! Их нужно всячески поддерживать в этом и, как бы нам ни было трудно, подталкивать к новым и новым «почему и как».

Поддерживая естественное любопытство детей и обеспечивая им необходимые условия (физическое и психологическое развитие) мы, тем самым, закладываем фундамент гармоничного развития личности.

И когда мы играем с детьми, мы делаем это ненавязчиво, помогаем им.

А чтобы она, личность, развивалась действительно гармонично, нужно как можно больше времени уделить развитию внимания, восприятия, памяти и мышлению.

Восприятие – это то, как человек ориентируется в окружающем его мире и то, как мир действует на его органы чувств. Существуют игры для развития каждого из этих органов. Как по-отдельности, так и комплексно.

        organi-tyvstv

       Осязание

  1. Различаем структуру поверхности: гладкая, шероховатая…
  2. Не глядя определяем форму предмета: круглая, квадратная, треугольная…
  3. Определяем фигуру: кружок, грибок, цветочек и прочее…
  4. Рисуем фигуры, до которых дотронулись в закрытом мешочке
  5. Играем в «жмурки» — учимся узнавать друг друга не глядя.

       Обоняние

  1. Распознаем запахи: раскладываем по стаканчикам разрезанные фрукты, ягоды, овощи и распознаем с закрытыми глазами
  2. Что можно есть, что нельзя: так же по стаканчикам — мыло, шоколад, зубная паста и пр.

        Вкус

  1. В несколько стаканчиков наливаем разные жидкости (вода, молоко, чай и др. варианты) и даем ребенку определить, что это.
  2. Так же поступаем с твердыми продуктами: хлеб, конфета, сыр и др. варианты.

        Зрение

Ребенок ищет предметы одного цвета или формы. Загадываете предмет в окне и ребенок должен найти его.

      Слух

Дети, с закрытыми глазами, определяют сначала тихий источник звука, затем название инструмента. так же издаются и                         угадываются звуки: писк, скрип, жужжание и пр.

Физическое развитие

Играя, ребенок делает различные движения, запоминает их, совершенствует навыки двигательного аппарата. В раннем возрасте он с бо’льшим удовольствием будет бегать, прыгать, кувыркаться, лазить по заборам и пинать мяч, чем сидеть на месте и рассмат-ривать картинки. Скорее всего, он, на подсознательном уровне, понимает, что в первую очередь необходимо научиться управлять телом и улучшить мышечный тонус. Наша задача – не одергивать его, а дать возможность развиваться физически и помогать ему в этом.

Думаю, что примеров игр для физического развития не требуется. Здесь остается включить фантазию, а еще лучше, прихвать на помощь память и научить детей «бабушкиным» играм.

Образное мышление и воображение

Когда мы играем с детьми, мы даем возможность ребенку  увидеть свою картину мира. Он может наделить предмет тем свойством, которым он не обладал изначально. И хотя малыш прекрасно понимает, что все это не по правде, но, в отличие от взрослых, он с легкостью может увидеть в палочках – конфетки, в воде из лужи – вкусное какао, а в куличиках из песка – любимое пирожное.

И упаси вас Бог – посмеяться над ребенком в эти моменты. Ведь именно сейчас, не смотря на кажущуюся простоту и легкость, он тренирует образность мышления и учится принимать нестандартные решения.
Не знаю, как вам, но вот лично мне, иногда, хочется послать подальше тех, кто напридумывал различных наборов для детских игр, причем, практически на каждый случай.

Для девочек

Конечно, это красиво и просто: почти натуральная газовая плита, но уже редко какой ребенок догадается перевернуть коробку, нарисовать на ней корявые круги-конфорки и поставить кастрюлю, сделанную из подручного материала. Он уже не опустит в нее камушек-картошку и опавшее яблочко-луковицу. Он, увы, достанет их из коробочки и опустит в настоящую, только маленькую, кастрюльку.

И что мы получим? Вкусный «суп»?
Нет, мы получаем ребенка со спящим воображением и чем больше мы будем покупать своим детям подобных игрушек, тем реже и реже оно будет просыпаться.

А мальчики?

Мой маленький внук был очень удивлен, когда я сама сделала ему лук с не слишком ровными стрелами. До этого он видел только магазинный вариант игрушки и считал, что стрела с присоской – это так и должно быть.

Речь и коммуникативные навыки

Так же не следует забывать, что игра с детьми, способствует развитию  коммуникативных навыков. Играя, ребенок обычно сопровождает свои действия разговором, причем говорит он не только за себя. Он говорит за всех участников игры, будь то куклы или животные. И особо порадоваться за ребенка нужно в том случае, если у него заговорят уж совсем неожиданные предметы. Например: мяч или самокат. Значит, у него все прекрасно с воображением.
Но и игра с детьми является не менее важной. Ребенок учится не только формулировать свою речь, но и общаться. То есть, контактировать. Ведь им приходится самостоятельно вспоминать или придумывать правила игры и следить за их четким выполнением. Улаживать конфликты и договариваться о дальнейших действиях. А это и взрослому-то порой сделать не так-то просто.

Игры:

  1. Учим ребенка определять разницу в возрасте человека. Мужчина-мальчик-ребенок. бабушка-женщина-девушка. Объяснить чем они отличаются.
  2. Лишнее слово: конфета-шоколадка-печенье-кошка. Объясняем, почему одно слово лишнее.
  3. Делаем вывод: Нельзя громко кричать, потому что … (вывод)
  4. Доказываем свое несогласие: обижать маленьких можно (ребенок доказывает, почему нельзя)

Мотивационная сфера

Когда мы играем с детьми, мы должны понимать, какую огромную нагрузку в формировании его личности несет на себе сюжетно-ролевая игра. Обычно она основывается на подражании ребенка взрослым. Во время игры малыш перевоплощается, видит себя взрослым и старается быть таким, как он.
Именно поэтому важно быть достойным, положительным примером для своего ребенка. Ведь подражая вам, он «работает, создает семью и живет» по тем стереотипам, которые вы заложите в него изначально.

Нравственные качества

И хотя действие детских игр вымышлено, само значение игр остается важным и необходимым для понимания. Поэтому вывод, сделанный из игровой ситуации, воспринимается ребенком на полном серьезе. А значит, является настоящим.
В данном случае, игра – это тренажер, благодаря которому ребенок формирует такие черты характера, как смелость, отзывчивость, честность, доброжелательность, решительность и любовь.

Конечно, никто не утверждает (и даже наоборот), что для их формирования ребенка достаточно и игры. Игра — это – база, а задача каждого родителя – подкрепить ее не только словом, но и действием, и примером. Оценить игровую ситуацию и помочь сделать правильный вывод, это одна из наших, причем важных, задач.

Эмоциональная сфера

В процессе игры малыш учится выражать и испытывать сочувствие, обретает способность поддержать, пожалеть и выразить симпатию.

Но могут проявиться и негативные эмоции: агрессивность, тревожность, чувство страха.
И ребенку очень повезет, если родители не станут ругаться и успокаивать, а, в игровой форме, помогут понять причину возникновения эмоций и найти выход из этой, по настоящему нелегкой ситуации. Прожить все с ним и постараться заменить негатив – позитивом.


Какие-то наблюдения были сделаны мной лично, о каких-то я прочитала, но согласна абсолютно со всеми. А как к этому относитесь вы? Считаете ли, так же как я, что когда мы играем  с детьми, мы не тратим зря время. И что игра — это очень важная и неотъемлемая часть жизни ребенка? Или можно обойтись без этого?

Делитесь своими наблюдениями, рассуждениями и замечаниями.

А если вы захотите рассказать о чем-то лично мне, к вашим услугам форма для письма

Не хотите много писать?
БЛАГОдарю вас за комментарии и прошу не оставаться равнодушными, если заметили ошибку.

Ведь бабушки-блогеры тоже человеки 🙂

 На этом — раскланиваюсь 🙂 С уважением, автор блога, Валентина

Понравилась статья?
Ставим лайк!
Пусть об этом узнает как можно большее количество взрослых.

Поделиться ссылкой:

1+
Обновлено: 01.02.2020 — 22:27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.